1/04/2014

Задание 4. Внимательно прочитай притчу о трех строителях, ответь на предложенные к ней вопросы и упражнение, запиши свои размышления в таблицу 3 и переходи к следующему заданию.


Притча о трех строителях
Случилось так, что дорога неизвестного путника привела его к месту строительства некоего сооружения. Работа кипела повсюду, стучали молотки, кричали рабочие, в воздухе стоял запах строительного раствора. Путник решил выяснить, что строят здесь эти строители.
 Первый строитель, к которому подошел путник с вопросом: «Что делает он?». Выполнял свою работу медленнозаторможено движения его были вялы и вообще,он был похож на раба, который знает, что в рабствесуждено ему провести всю оставшуюся жизнь. Лицо его искажала еле заметная гримаса боли и безысходности.
На вопрос: «Что делает он?». Первый строитель отвечал: «Я работаю».
 Ответ строителя, не открыл замысел этого строительства и тогда путник, задал вопрос «Что ты делаешь?», второму строителю. Второй строитель был безлик, такое впечатление произвел он на путника. Лицо его не выражало, ни каких эмоций, ни радости, ни печали, движения его были автоматичны. На вопрос: «Что ты делаешь?». Он отвечал: «Я делаю фундамент».
 «Зачем он мне говорит такие очевидные вещи и ребенок может догадаться, что если начато строительство, значит, делают фундамент» - подумал путник. Не узнав, что за здание строится на этом месте, путник отправился со своим вопросом к третьему строителю.
 Этот человек наслаждался тем, что делал, он радостно выполнял все необходимые действия, и с лица его, ни сходила еле уловимая улыбка. Путник спросил его «Что ты делаешь?» и он ответил ему: «Я строю храм».



Давайте подумаем! 

  • Была ли выполняемая работа привлекательна (легка и приятна) для первых двух строителей? 
  • Можно ли охарактеризовать выполняемую работу третьего строителя, как  "труд в удовольствие себе и другим"
  • Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии? (Профессия должна быть: престижной; интересной; с высоким заработком; с хорошими условиями труда; доступна в обучении; соответствовать желаниям родителей; можно работать и совершенствовать себя; можно заниматься творчеством; приносить пользу людям; востребована на рынке труда или другое)

Упражнение. Берем тетрадку и ручку, выполняем упражнение. Надо сделать определенное количество выборов, описывающих вашу будущую профессию и условия труда. [3]
1.   Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать:
1.1 Географические условия.
1.2 Характер рабочего места (Опишите все желаемые качества эмоциональной атмосферы вашей работы и все отрицательные качества атмосферы работы, преобразовывая их в положительные).
2.   Эмоциональная и духовная атмосфера работы.
3.   Области знания, с которыми вам хотелось бы работать.
4.   Люди, с которыми мне хотелось бы работать.
5. Информация, с которой мне хотелось бы работать. Перечислите все источники, с помощью которых вы хотели бы получать информацию  (телефон, интернет, телевизор, газеты, книги или другое)
6. Предметы и вещи, с которыми мне хотелось бы работать.
7.   Действия, которые я хотел бы совершать на работе.



     


Задание 5. Используя предложенные ниже методики, определи свои профессиональные интересы, склонности и способности. Свои размышления запиши в таблицу 4.  Жми Далее..., ты попадешь на следующее задание квеста.


Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

Профессиональные склонности - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. 
В склонности рождается предназначение.
Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.


Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том уровне знаний, умений и навыков одно дело у человека получается лучше другого. Одному парню проще считать, другому - рисовать, третьему - разбираться в технике. Эта девушка легко осваивает шитье, эта - искусство презентации, а эта - как будто родилась поваром. [2]


Краткий тест по профориентации  (перейти по ссылке)


Методика «Карта интересов»  (перейти по ссылке)


Склонности личности человека к профессии — тест


Выберите наиболее подходящий ответ теста склонности личности человека «А» или «Б»
Предположим, что после соответствующего обучения профессии вы сможете выполнить любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы вы предпочли:
 Ухаживать за животными1Б Обслуживать машины, приборы
2а Помогать больным людям, лечить их2Б Составлять таблицы, схемы, программы ЭВМ
3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, пластинок (дисков) Следить за состоянием, развитием растений
4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу4Б Доводить материалы до потребителя (рекламировать, продавать)
5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты
 Выращивать молодняк (или животных какой-либо породы) Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий
 Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)7Б Управлять каким-либо грузовым средством (подъемным или транспортным)
 Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии) Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных10Б Выполнять вычисления, расчеты
11а Выводить новые сорта растений11Б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий, машин, дома
12аРазбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять12Б Разбираться в чертежах схемах (проверять, уточнять их)
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности13Б Наблюдать изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медприборы, аппараты14Б Оказывать людям медпомощь при ранениях, ушибах, ожогах
15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях15Б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице16Б Принимать осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий17Б Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших классов в театры, музеи, на экскурсии, в турпоходы18Б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали изделия, машины, одежду, строить здания19Б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса,сада20Б Работать на клавишных машинах (компьютер, телетайп)
Ответы на тест склонности личности человека к профессии
 Человек – природа
Человек – техника
Человек – человек
 Человек – знаковая система
Человек – художественный образ

10а
11а
13б
16а
20а

11б
14а
17б
19а

12а
14б
16б
18а

10б
12б
15а
19б
20б

13а
15б
17а
18б

Несложно подсчитать в каком столбце больше выборов — к тому типу деятельности наиболее склонность личности человека
1.    Человек – природа 
       В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Професси данного типа связаны: с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...); с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…); с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности, выраженные способности: ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях;наблюдать, изучать различные природные явлениями. 
Профессионально важные качества: наблюдательность; склонность к систематизации; устойчивость внимания; потребность в двигательной активности. 
2.    Человек – техника
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Профессии данного типа связаны: с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...); с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...); с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности , выраженные способности: исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других; принимать нестандартные решения.
Профессионально важные качества: технический склад ума; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость.
3.    Человек – человек 
      Профессии типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.
Професси данного типа связаны:  с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...); с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...), с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...), с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности , выраженные способности: обслуживание людей; занятие лечением; обучение; воспитание; защита прав и безопасности; управление людьми. легкость знакомства и общения с новыми людьми; чуткость и доброжелательность к окружающим; умение внимательно выслушивать людей; умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других; умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
Профессионально важные качества:  развитые коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.
4.    Человек – знаковая система 
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии данного типа связаны: с текстами (корректор, переводчик, машинистка...); с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...); с чертежами, картами; со схемами (штурман, чертежник, картограф...); со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности, выраженные способности: обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки.
Профессионально важные качества: способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость. 
5.     Человек – художественный образ
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от   старославянского  «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.
Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессии данного типа связаны:  с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...); с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности, выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.
Профессионально важные качества: яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности; развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.) 

ТЕСТ НА ТИП МЫШЛЕНИЯ (перейти по ссылке)


  



Тест «Ваш темперамент»  (перейти по ссылке)   
Тест "Ваша самооценка"   (перейти по ссылке)




Давайте подумаем! 

  • Удалось ли тебе определить свой  "особенный состав"  (профессиональные интересы, склонности, способности, особенности личности), чтобы понять, что делать на выбранном пути? 
  • И скорее всего ты уже определился в какой области (  "человек – природа",  "человек – техника", "человек – человек",  "человек – знаковая система",  "человек – художественный образ") хотел бы работать?
  • Какой из  факторов, повлиял на твоё решение: пожелание родителей, заработок, востребованность определённого рода специалистов,  престиж, профессиональные интересы, склонности, способности или другое?
  • Помогли ли, предложенные для осмысления притчи, тебе определиться с последовательностью шагов для осмысления своего профессионального предназначения?
  • Помогли ли, предложенные методики, тебе определиться  с выбором типа деятельности, профессиональных интересов и склонностей?




Продолжаем нашу квест-игру и нажимаем  Далее....


Литература:
5. Мультфильмы и фильмы www.youtube.com

1 комментарий:

Ольга Двирная комментирует...

1. Задай вопросы себе самому: «Какой профессии я подхожу?», «Кем я хочу стать?».
2. Обдумай:
- в какой области тебе было бы интересно работать?
- какие требования ты предъявляешь к своей будущей профессии?
3. При выборе профессии учти свои профессиональные интересы, склонности, способности, личностные особенности, а также особенностями здоровья.
4. Составь список подходящих профессий. Лучше всего ориентируйтесь на свой интерес и своё желание в этом вопросе.
5. Проанализируй, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда ты закончишь учебу.
6. Обдумай и исследуй будущее предполагаемое рабочее место.
7. Выясни профессионально важные качества будущей профессии.
8. Отбери наиболее подходящие тебе профессии.
9. Чтобы убедиться в правильности своих размышлений, обсуди свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом.